По данным крупнейших туроператоров, работающих на турецком направлении, спрос на Турцию останется стабильно высоким, при этом в августе и сентябре ряд игроков рынка ожидают увеличения объемов. Тем не менее сегодняшние показатели отстают и от 2019 года, и от 2021 года. Выяснили, какие курорты Турции сегодня в ТОПе спроса.
«Вестник АТОР» изучил данные по статистике продаж пяти крупнейших игроков на турецком направлении – Coral Travel, ANEX Tour, PEGAS Touristik, FUN&SUN и «Интурист».
Туроператоры констатируют, что по количеству туристов, которые им удалось отправить в Турцию в июне 2022 года, отставание от показателей от июня допандемийного 2019 года все еще весьма существенное. Цифры колеблются (в зависимости от конкретной компании) от -50% до -80% от уровня июня 2019 года.
Все это в целом согласуется и с турецкой статистикой. Так, по данным губернатора Антальи, в июне 2022 года на курорты этой провинции приехали 417 874 туриста из РФ. Это на 52% меньше, чем в июне 2019 года (865 тыс.). Курорты провинции Мугла (Эгейское побережье) в июне 2022 года посетили 73 950 россиян (спад в -59,4% по сравнению с июнем 2019 года, когда из России туда приехали 182 186 туристов).
Что касается июля 2022 года, то в его первой декаде турпоток уже можно сравнивать и с прошлогодним (рейсы в Турцию в 2021 году разрешили только с 21 июня). За первые 10 дней июля этого года туроператоры перевезли в Турцию на 40% — 50% меньше туристов, чем в аналогичные даты июля 2021 года.
Ключевой фактор спада – авиаперевозка. В июле 2019 года на главный летний курорт Турции, в Анталью, туроператоры летали из 50 городов РФ, в июле 2021 года – из 25-30 городов России, сейчас полетные программы туда есть только из 17.
Это Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Екатеринбург, Калининград, Казань, Красноярск, Минеральные воды, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Сочи, Сургут, Тюмень и Уфа. При этом у ряда туроператоров присутствуют не все города из этого списка.
«Роста объемов регулярной перевозки в Турцию с начала июня нет. По-прежнему наблюдается нехватка мест, вследствие чего тарифы на авиаперевозку в пакете остаются высокими», – констатируют в FUN&SUN.
«Ситуация с определенным дефицитом мест на рейсах сохраняется. В том числе с вылетом из Москвы. В регионах, ввиду незначительного объема перевозки, ситуация еще сложнее», – подтверждают в PEGAS Touristik.
«Очень мало региональной перевозки в Турцию», – поддерживают коллег в «Интуристе».
При этом все участники рынка подчеркивают, что на фоне сложившегося рыночного дефицита, средние цены на отдых в Турции, который вырос почти в два раза по сравнению с прошлым годом, спросу не мешают – он высок. На ближайшие даты в июле мест нет (дефицит сохраняется), все рейсы стабильно заполнены на 100%. Рост цен на Турцию все связывают с дефицитом перевозки, ее удорожанием, а также с «инфляционным повышением цен в самой Турции на наземное обслуживание».
«Если бы объемы авиаперевозки были доковидными, ведь ковидных ограничений нет, Россия превысила бы объемы 2019 года в Турции. И цены были бы ниже. При том, что закрыта Европа, нет рейсов на ряд массовых направлений Азии, почти весь выездной поток пришелся бы на одну Турцию, а по турпотоку мы бы поставили рекорд», – говорит один из топ-менеджеров крупного туроператора.
МОЖНО ЛИ ОЖИДАТЬ РАСШИРЕНИЯ ОБЪЕМОВ АВИАПЕРЕВОЗКИ В ТУРЦИЮ ОСЕНЬЮ И СНИЖЕНИЯ ЦЕН?
В Coral Travel и «Интуристе» в прогнозах осторожны. Они прогнозируют дефицитную ситуацию со спросом на Турцию, превышающим предложение, до конца пляжного сезона.
В PEGAS Touristik говорят, что ждут расширения объемов авиаперевозки в Турцию в августе и сентябре – за счет этого туроператор прогнозирует рост продаж, так как сейчас объем предложения все еще существенно ниже «распирающего» рынок спроса на турецкий отдых.
Надежды такого рода есть и у ANEX Tour. «Тренд положительный. Увеличивается количество рейсов и авиаперевозчиков, а также расширяется список вылетов по России», – говорят представители этого туроператора.
«Ожидаем сохранение нынешней тенденции по спросу. Уже сейчас наблюдается рост бронирований на глубину (конец августа/начало сентября). Объем авиаперевозки с вылетом из Москвы вырос, но вопрос нехватки авиаперевозки в любом случае открыт. По мере общих договоренностей с авиакомпаниями, расширяем полетную программу», – говорят в FUN&SUN.
Однако цены, констатируют все игроки рынка, в сентябре – октябре вряд ли как-то кардинально снизятся. До объемов перевозки 2019 и даже 2021 года пока далеко, а большая часть туроператорской перевозки выполняется на рейсах Turkish Airlines (которые, естественно, дороже российских чартеров, плюс прибавился фактор увеличения времени полета).
Снижение цен осенью может быть у некоторых отелей, но сезонное и не слишком значительное – высокий пляжный сезон в последние годы на Анталийском побережье длится до самого конца октября.
НА КАКИЕ КУРОРТЫ ЕДУТ В ТУРЦИЮ ТУРИСТЫ ИЗ РОССИИ
Туры в Стамбул летом занимают у туроператоров летом около 0,3% – 1% продаж (в основном в Стамбул едут в этот период самостоятельные туристы).
Первое место летом, как и всегда, по объему отправленных туристов занимают пляжные курорты провинции Анталья (Анталья, Белек, Сиде, Аланья, Кемер). Доля летних туров с прилетом в Анталью у различных туроператоров колеблется сейчас от 82% до 97% от общего объема по Турции.
Доля курортов Эгейского побережья (аэропорты прилета Даламан, Бодрум, Измир) – от 2% до 17%, в зависимости от компании.
В этом году туроператоров радует динамика продаж туров с прилетом в Измир. Они появились в этом году (ранее программы с прилетом в этот город Турции были, но короткие и эпизодические). В начале сезона в Измир было только 2 рейса в неделю из Москвы, с июля – уже 5 рейсов в неделю. Россияне открывают для себя ранее малоизвестные на нашем рынке «нишевые» курорты Чешме, Кушадасы, Дидим. Туры с прилетом в Измир есть у Coral Travel, ANEX Tour, «Интуриста».
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР
Источник: atorus.ru